ЗСТ с Турцией - хорошо это или плохо для украинских автопроизводителей
законодавство | Опубліковано - 2022-02-17 20:44:00 (10011 разів прочитано)
Как уже сообщал AUTO-Consulting, в начале февраля Украина подписала с Турцией соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Как было написано в комментариях Минэкономики, ЗСТ открывает новые возможности для украинских производителей - они смогут поставлять свои товары в Турцию по упрощенной схеме. Турция обнулит пошлины на более чем 10 тысяч товарных позиций. Но, сам текст документа, оказалось, содержит много исключений и отсрочек. AUTO-Consulting выяснил, что об этом думают сами отечественные автопроизводители.
Помимо перечисленных выше благ, в ответ Украина также снимет ограничения на поставку турецких товаров на украинский рынок. А в Турции, как известно, существует большое производство автобусов, грузовых, легковых и легких коммерческих автомобилей. AUTO-Consulting выяснил, как ЗСТ оценивают наши производители этого транспорта. Ведь, фактически, они получили очень серьезного конкурента в лице турецкого автопрома. Но в то же время, появится и возможность поставлять украинскую технику на емкий турецкий рынок. Так прорубили ли мы «окно» в Турцию?
Как сообщил AUTO-Consulting генеральный директор ООО «Современные грузовики» АВТЕК Сергей Кобылинский, ЗСТ усилит конкуренцию для украинских производителей автобусов. Им придется улучшить качество продукта и инвестировать в обновление производства. С другой стороны, для них открывается большой рынок муниципального транспорта Турции. В стратегической перспективе он интересен, хотя очень конкурентный и серьезно зарегулирован.
Производитель грузовиков у нас один, но конкуренция с турецким рынком для него сейчас последняя в очереди проблема, - считает господин Кобылинский.
В компании “Еврокар”, которая занимается крупноузловым производством автомобилей Skoda в Украине, не так оптимистичны. Как сообщила AUTO-Consulting руководитель направления государственных и внешних связей «Еврокар» Елена Чепижко, представители “Еврокар” неоднократно общались с КМУ по поводу этого соглашения в рамках работы профильной ассоциации. Последняя встреча была 1 февраля с Первым вице-премьером и Торгпредом, как раз накануне подписания соглашения о ЗСТ.
Позиция “Еврокар” была неизменной все это время. В компании уверены, что подписывать данное соглашение без исключения группы товаров 87 (транспортные средства) нельзя. Это повредит не только отрасли, но и экономике страны в целом.
В итоге, по словам госпожи Чепижко, позицию “Еврокар” учли только частично. Товарная группа 87 получила 5 лет переходного периода и исключение по ввозу б/у авто транспорта. Что касается доступа на Турецкий рынок продукции украинского автопрома, в “Еврокар” считают это маловероятным, учитывая внутреннее турецкое налогообложение и высокий уровень конкуренции вкупе с господдержкой.
По мнению Главы наблюдательного совета АО «Черкасский Автобус» Богдан Дорош, подписание договора о зоне свободной торговли между Украиной и Турцией – сугубо политическое решение. Экономически оно является невыгодным для всех украинских производителей и может ухудшить существующий торговый баланс. Исходя из данного соглашения, переходной период по снижению пошлины до нулевой составляет 5 лет. За этот короткий период наши производственные предприятия без поддержки государства не успеют выйти на уровень производств Турции, которые затратили на данный процесс более 30 лет, - считает господин Дорош.
Если мы не успеем пройти путь этой глубокой модернизации, турецкие производители просто «выдавят» нас с нашего же локального рынка.
Помимо всего прочего, турецкие производители имеют льготы по размещению и работе заводов (только автобусных производств у них 7). А также - в Турции имеется большое количество производств комплектующих мировых брендов.
В связи с уже состоявшимся подписанием вышеуказанного соглашения, мы, как производитель автобусов и грузовых автомобилей, надеемся на государственную поддержку, а именно:
- Создание и принятие пакета законопроектов, который позволит расширить внутренний рынок сбыта (как один из примеров - недавно принятый Закон о локализации №3739).
- Запуск полноценной работы Украинского Экспортно-кредитного агентства (для расширения
внешних рынков сбыта).
- Изменение налогообложения, которое позволяло бы готовить и привлекать более высокопрофессиональные кадры. Основной проблемой в данном направлении, по нашему мнению, является «раздутая» база налогообложения заработной платы, а также - налог на прибыль. Вместо последнего было бы правильным введение налога на выведенный капитал (это позволит больше
финансовых средств направлять на модернизацию производства).
- Предоставление производственным предприятиям льгот (таких как освобождение от уплаты пошлин и НДС) на приобретение высокотехнологичного оборудования.
- Внедрение государственной программы по кредитованию предприятий на модернизацию и покупку оборудования, - считает Богдан Дорош.
Как видим, подписание соглашения ЗСТ с Турцией, совсем не так однозначно, как его комментируют политики. В то же время, не исключено, что адекватная государственная поддержка сможет помочь нашим производителям выстоять в конкурентной борьбе с турецкой промышленностью.
«Окно» Украина действительно открыла, вот только, как бы остатки нашего автопрома не сдуло окончательно «сквозняком».
Роздрук, збереження, переклад іншою мовою або носій матеріалів, опублікованих у новинах AUTO-Consulting, допускаються лише для особистого використання. Інше використання матеріалів (зокрема, часткова чи повна публікація) допускається лише з дозволу ІАГ AUTO-Consulting. Використання матеріалів www.autoconsulting.com.ua допускається за наявності гіперпосилання на www.autoconsulting.com.ua.