Когда говорят об отсутствии инвесторов в отечественной автомобильной отрасли, может сложиться впечатление, что их никто не ищет. Или – что они никому у нас не нужны?
Самым крупным и известным иностранным инвестиционным проектом последних лет в автомобильной отрасли было совместное украинско-корейское предприятие «АвтоЗАЗ-Daewoo». И многие считают, что это все. На самом деле, заинтересованные в производстве автомобилей иностранные компании неоднократно приезжали и на ЗАЗ, и в Украину.
Украина теряет не только ЗАЗ, но и поставщиков автомобильных комплектующих
Из-за непродуманной автомобильной политики Украина только за год потеряла 19,2 млрд. грн доходов и «убила» ЗАЗ
По информации Ассоциации «Укравтопром», в разные годы проходили переговоры с десятками иностранных автопроизводителей на предмет организации производства автомобилей в Украине. У нас думали открыть свои заводы Mercedes-Benz, Hyundai, KIA, Ford, Renault, Opel, Fiat, Chrysler, Citroen, Samand, ГАЗ, IVECO, MAN и большинство китайских автопроизводителей. Но все они ушли в другие страны, где есть инвестиционный климат, защита инвестиций, а также четкая и прогнозируемая позиция государства по автомобильной отрасли. Совсем свежий пример – это решение корпорации Geely заключить соглашение с государством Беларусь о строительстве автомобильного завода. А ведь этот завод мог быть построен у нас. Geely много лет собирала свои автомобили в Кременчуге.
В середине прошлого года в ряде СМИ появилась информация о предстоящем визите на Запорожский автозавод делегации французов. Им, якобы, должны были показать сам завод и вспомогательные производства. Притом, это был уже далеко не первый визит представителей иностранных фирм на ЗАЗ. До этого, осматривать завод приезжала делегация Daimler.
В последнее время в Корпорации «Укравто» активно искали партнеров для ЗАЗа, либо если повезет, то и покупателя на весь завод. Но ЗАЗ - это не единственный украинский завод, который был выставлен на продажу. Уже долгое время пытаются продать и черкасский завод "Богдан", с мощностями на 120 тыс. автомобилей. И тоже безуспешно. Его последняя активность была связана с совместным выпуском автомобилей JAC. Но спустя какое-то время, китайцы спешно засобирались и открыли свое производство в России.
Кроме уже упомянутого Daimler, с визитом на ЗАЗе побывали представители Hyundai-Kia, Renault-Nissan, PSA, а также регулярно ездят давние партнеры - General Motors. Неоднократно посещали ЗАЗ и китайские делегации. Кроме многолетнего партнера Chery, ЗАЗ осматривали менеджеры JAC, Dong Feng, и др.
Может мировым автогигантам нужен украинский рынок, чтобы только продавать на нем свои автомобили?
Луч надежды дало ЗАЗу соглашение об Ассоциации с ЕС. Теоретически, завод мог бы выпускать автомобили для рынка ЕС. И эту возможность как раз и пытались презентовать мировым автоконцернам топ-менеджмент "УкрАвто".
Сколько времени еще осталось у ЗАЗа?
Какие автозаводы закроются в Украине и мире
Но, получилось, что игра идет «в одни ворота». Мировыми лидерами по использованию нетарифных методов регулирования автомобильного рынка являются ЕС и США. Эти государства обладают самой развитой автомобильной промышленностью, продают свои автомобили по всему миру, и прилагают максимум усилий, чтобы не допустить «чужих» производителей на свои рынки. Даже производители автомобилей Китая, при огромных финансовых возможностях и поддержке собственного правительства, не могут пробиться на рынок ЕС напрямую, а вынуждены строить новые либо покупать существующие заводы в ЕС. То есть фактически становиться европейскими производителями.
Зона свободной торговли с ЕС стала ловушкой для автомобильной промышленности Украины. После подписания этого соглашения Правительство Украины лишилось возможности защитить собственный рынок и национального производителя. Получается, что те, кто не захотел к нам приходить со своими инвестициями, прежде всего думали о том, как использовать наш рынок для выгодной продажи своего товара. Ведь в Украине по-прежнему, нет инвестиционных условий. И при существующем уровне защиты рынка нет никакого смысла открывать здесь производство автомобилей.
Из-за этого еще в 2014-м на ЗАЗе были полностью остановлены два инвестиционных проекта по запуску в производство новых моделей. Эти проекты потеряны не только для ЗАЗ, но и для украинских поставщиков, задействованных в локализации. И соответственно, не созданы рабочие места на предприятиях группы компаний ЗАЗ и предприятиях – поставщиках.
Несколько по-другому развивались отношения с партнером Корпорации «УкрАвто», в частности, китайской Chery. Chery было выгодным производство своих брендов на ЗАЗе – в государстве, которое сотрудничало со странами Таможенного союза (ТС стран Евразийского экономического союза). Благодаря этому Chery получала для своей сети на рынках СНГ автомобиль с нулевой пошлиной - как продукт, произведенный в Украине. В торговую сеть китайского бренда в странах СНГ из Украины было поставлено более 20 тыс. автомобилей. В период 2010 – 2011 годов эта компания разработала несколько концепций новых автомобилей, один из которых, концепт Riich G2, был предназначен для производства в Украине на совместном предприятии Chery-ЗАЗ. Значительная часть этой продукции предназначалась для стран СНГ, в первую очередь для РФ. Однако вскоре Россия вытеснила украинские автомобили со своего рынка, введя утилизационный сбор, а после начала российской агрессии поставки украинских автомобилей на российский рынок не ведутся.
Учитывая украинскую налоговую нагрузку и катастрофически уменьшившийся внутренний рынок Украины, партнерское производство стало невыгодным для Chery. Для эффективной работы ЗАЗ должен выпускать 150 тыс. автомобилей ежегодно. Эта цифра почти в 2 раза превышает объем украинского рынка новых автомобилей в 2017 году. За весь прошлый год во всей Украине было продано 82,3 тыс. новых единиц автотранспорта. В связи с этим производство автомобилей в Украине для партнеров стало невыгодным.
Важно понимать, что для прихода капитала, в том числе и иностранного, в украинскую промышленность, нужны не только мир и политическая стабильность в государстве. Необходимо наличие благоприятного инвестиционного климата, приемлемых условий налогообложения производства и доступ к дешевым кредитным ресурсам.
Действительно, к Украине и, в частности, к способному производить автомобили малого и среднего класса ЗАЗу, инвесторы проявляют интерес. Но в нынешней ситуации успеха тут не может добиться никто. Никто и не берется.
Часто, как пример привлечения инвесторов, приводят Словакию. Но следует учитывать, что это государство имеет законодательство, ориентированное на поощрение инвестиций в производство. Инвестиционные стимулы могут составлять до 70% стоимости земли, зданий, оборудования и других активов. В Словакии за вновь созданное рабочее место в промышленности сумма государственной помощи составляет 30 – 33 тыс. евро.
У Украины может появиться шанс стать производителем электромобилей. Но риски тоже есть
Кроме того, для привлечения инвесторов, там создали 37 промышленных парков, включающих необходимые технические и логистические элементы инфраструктуры. На эти территории распространяется система стимулирования производства в виде налоговых и таможенных преференций. Поэтому страна с пятимиллионным населением несколько лет подряд производит более 1 млн. автомобилей в год.
Сейчас страны Европы ведут охоту на инвестора, предлагая различные преференции, инвестиционные стимулы и дешевые кредиты наряду со всесторонней государственной поддержкой. Но Украина, при существующей экономической и налоговой политике, неблагоприятном инвестиционном климате, и неподъёмных условиях по кредитованию, практически не способна конкурировать с этими странами в привлечении капиталов.
Что касается производства электромобилей у нас в стране, инвесторов для этого пока тоже нет. Но государство собирается привлекать их интересными инвестиционными условиями. Как сообщил AUTO-Consulting министр инфраструктуры Владимир Омелян, на утверждение в Верховной Раде подготовлен законопроект «О 15-летней стратегии развития электротранспорта в Украине». Он должен стимулировать производство электромобилей и аккумуляторных батарей у нас в стране. Законопроект, в частности, предусматривает, на 5 лет освободить от НДС импорт электромобилей. На 10 лет освободить от НДС производство запасных частей для электромобилей. На 15 лет освободить от НДС производство аккумуляторных батарей, производство электромобилей и моторов к ним.
Неужели у нас в стране наконец-то поняли, что инвесторов надо привлекать интересными финансовыми условиями? Правда, пока это только законопроект. И пока все налоги сняли только с импорта, а не с производства электрокаров. Так что и размещать производство электромобилей инвесторы тоже пока не торопятся.
«ЗАЗу» грозит неминуемое банкротство
В пресс-службе «УкрАвто» подтвердили критическое положение «ЗАЗа»
|